Одноязычковые волынки восточной европы

Этнографические волыночные традиции восточной Европы представленными несколькими  типами инструментов относящихся к кларнетовым шалмеям с резервуаром. Инструменты имеют одноязычковую  трость с бьющим язычком – пищик. Цилиндрический ствол игровой трубки (канал чантера) диаметром до 10мм. Для  восточноевропейских волынок характерны исполнительские стили на основе техники закрытой аппликатуры когда пальцы закрывающие игровые отверстия поднимаются по одному, в отличие от открытой аппликатуры при которой пальцы поднимаются все вместе. Так, для того чтобы взять ноту третьего отверстия в закрытой аппликатуре поднимается один соответствующий палец, а в открытой три нижних пальца одновременно. Техника закрытой аппликатуры существенно влияет на музыкальный облик, фактуру волыночной музыки и во многом определяет её региональную специфику.

Данные инструменты представлены несколькими типами волынок:

Гайды

Одноствольные, на цельноснятом мешке с бурдоном, без раструба. Основная область распространения  Юго-Восток Европы – Болгария, Македония, Сербия, используется для сопровождения народных форм приуроченной танцевальной хореографии (праздничные и обрядовые  танцевальные хороводы – horo\oro), для сопровождения календарных обрядовых песен связанных с обходами дворов, для сопровождения протяжной лирики.

Дуды

Одно – двух и более ствольные с раструбом и бурдоном. Распространены преимущественно в центральной и на западе восточной Европы. Чехия, Словакия, Хорватия, Польша, Белоруссия. Используется для сопровождения танцев городского происхождения, в календарных обходах дворов, и для сопровождения песенной лирики. Инструменты этого типа насыщены декором, могут иметь клапан для нагнетания воздуха локтем.

Инструменты типа шувыр, чибони, дипле

Двухствольные с раструбом без бурдона. Распространены в Средиземноморье (Хорватия, Греция, Турция, Тунис), в Малой Азии и Закавказье (Грузии, Турция, Армения) и Волго-Уральском регионе (Удмуртия, Марий-Элл, Чувашия). В каждом из субрегионов инструменты имеют свои отличительные эргоморфологические особенности например в Поволжье мешок (резервуар) изготавливается из бычьего пузыря, в других регионах из цельноснятой кожи. Имеют звукоряд, распределённый по двум игровым трубкам. Используются для сопровождения танцевально-плясовых форм хореографии, в обрядовой сфере (свадебная\календарная обрядности)

Волынки типа дуд и гайд имеют в контактной зоне (Словения, Хорватия, Венгрия, Румыния, Украина) множество переходных форм и региональных видов, совмещающих в себе признаки этих двух типов в разных сочетаниях.

Как и  пастушеские инструменты, народные одноязычковые волынки не прошедшие усовершенствования  индивидуальными или артельными мастерами, как правило, имеют не темперированный строй, зачастую неустойчивый звукоряд, как раз на грани между пентатоникой и ранней, ещё не темперированной диатоникой. На рожках, ладовый окрас  достигается через интонирование и дыхание. В последствие ладогармонические тяготения местной музыки, «в сотрудничестве» с мастерами, изготавливающими инструменты на продажу, фиксируют звукоряд в наиболее оптимальном варианте для локальной инструментальной традиции. В подобных волынках тональность определяется не ладовыми характеристиками звукоряда, а только  по бурдону, отмечающему основной тон - опору исполняемой музыки, как правило, под одним из пальцев «нижней» руки. Звуки, извлекаемые в закрытой аппликатуре, представляют собой не столько мелодическую последовательность, сколько набор тембральных единиц из которых моделируется ритмогармоническая формула за счёт чередования гармонических опор наигрыша.