Музыка

Что играли на волыкне?

Волынка ушла с исторической арены в 19 веке, передав свою музыку в наследство гармонике. И таким образом эта музыка дожила до 20, а где то и до 21 века. Волыночная музыка во многом составила основу инструментальных традиций, записанных собирателями во второй половине 20 ст.

Гармоника, более компактная и менее капризная к температуре воздуха и перепадам влажности, заменила дуду сначала в хореографии - танцевать и плясать стали под гармошку. Примерно одновременно стали ходить по деревне под гармошку. Музыка под хождение (по деревне, на проходку) это ещё один большой пласт русской народной музыки. Отдельный жанр, когда инструмент сопровождает хождение - шествие по деревенской улице по престольным  праздникам с пением припевок (коротких песен - четверостиший). Эти же самые припевки но без хождения составляют жанр «под песни». Но если под танцы и на свадьбах играли полупрофессиональные музыканты, получающие определённую плату за свою игру, то под шествие играли в основном музыканты из молодёжной среды.  И если плясовая музыка  примерно одинакова по всей России (она и называется «Русского» ровный метр, двудольный размер, короткая ритмогармоническая формула на основе смены двух гармонических опор, играется на разных скоростях в зависимости от контекста), то под песни в основном используется локальный местный наигрыш  являющийся одним из элементов своей локальной идентичности, тоесть определяющий своего и чужого («у нас играют так», «это наша местная музыка, в других местах играют иначе»).   Вытесняется волынка и из свадьбы. В русско-белорусском пограничье где подобные процессы шли по такому же сценарию только десятилетия спустя, в конце 19 века ещё звали на свадьбу и дударя для сопровождения старинных обрядовых свадебных песен с бурдонной фактурой и сильным пентатоническим «окрасом» и ансамбль с гармоникой для танцев и увеселения. Так и не смогла гармоника адаптироваться к обрядовым песням.

Ранние историк-стилевые пласты традиционной инструментальной музыки России включают ряд форм производных от плясовых жанровых комплексов, связанных с базовыми ритмоформульными типами наигрышей, субстратно проявляющихся в региональных, локальных и общероссийских инструментальных традициях.

Под пляску, Русского, Трепака, Барыня

Основной тип плясового наигрыша. Двухдольный, для сопровождения местной плясовой хореографии (индивидуальная, парная, пляска на кругу и тд.) Может сопровождаться пением припевок. Существует в огромном количестве вариантов.

Камаринская

Трёхдольный тип плясового наигрыша (возможны шестидольные трактовки), часто сопровождается пением сюжетных плясовых песен.

Кружка, Решетиха, Топтуха, Трепака, Бочком.

Тип наигрыша, имеющий характерную монотонную, не мелодическую, синкопированную фактуру, на двухдольной основе (возможны трактовки как однодольного). Для сопровождения старинной женской пляски (мелкими приставными шагами). Распространён на Северо-Западе России.

Скобаря, Горбатого, Долгого, Милашка.

Приуроченный наигрыш для сопровождения праздничных шествий на деревенских праздниках (ярманки), бытует в особых функциональных разновидностях «под драку», «под песни» и др. Сопровождается особой плясовой формой – ломанием, пением припевок с тирадной строфикой и выкриками. Распространён на Северо – Западе России. В регионах за пределами бытования Скобаря под драку могут исполняться особые артикуляционные формы Русского\Трепака.

Под песни, Завидовская, Новгородская, Старинного Горбатого, Подерьгуха.

Наигрыш под старинную припевку. Распространён на Северо-Западе России. Имеет характерную ритмо-гармоническую формулу с симметричным чередованием опорных ступеней.

К ранним историко - стилевым пластам можно отнести напевы свадебных и календарных (волочебные, калядные) обрядовых песен, а также специфических региональных инструментальных жанров сопровождающих свадебное голошение невесты распространённых в Южной Псковщине и на севере Белоруссии (Заручины, Наделянная, Свадебные марши).