История

Волынка до недавнего времени представляла собой белое пятно в русской инструментальной музыке. Однако она же – белое пятно на карте европейских волынок. Про волынку у русских известно  относительно немного.  Несколько рисунков европейских и российских путешественников, упоминания в перечислениях музыкальных  инструментов русского народа или Российской империи до середины 19 века. Несколько изображений на народных картинках – лубках и в книжной летописно-церковной миниатюре, пара  литературных свидетельств, фольклорные данные. К сожалению волынка вышла из обихода русских до того как в него вошла фотография, на самых ранних фотокарточках русские крестьяне запечатлены уже с тальянками - самыми первыми гармониками.  В последние годы, появляются новые, ранее не известные,  источники.

Взрыв развития диатонических гармоник в России в начале 19 века, совершенно вытеснил из обихода русских дуду\волынку. Крестьянам центральных регионов гармоника и представлялась усовершенствованным видом волынки. Мешок волынки - мех гармони, ряд игровых отверстий на игровой  дудке\жалейке - ряд клавиш-кнопок на гармонике\тальянке; бас-бурдон у волынки и басы в левой руке у тальянки. А кроме того при игре на волынке пальцы поднимаются над грифом жалейки также, как клапана на деке гармоники. Ну а самое главное что звук издаёт язычок, только у волынки он бьющий и один на все ноты, а у гармошки, проскакивающий и на каждую ноту свой.  Тальянка явилась как бы естественным продолжением дуды\волынки.

От волынки гармоника восприняла и названия частей инструмента. Гуком  называли бурдон  дуды в Северном Поозерье (регион белорусско-руского пограничья) и басовый клапан у тальянки на Псковщине. Перебор - это название чантера у дуды и гармонной клавиатуры на Вологодчине, а в музыке перебор – определённая аппликатурная комбинация соответствующая одному периоду наигрыша.

В течении всего 19 века дуда встречалась на периферии, в полиэтничных регионах.  В Вологодской области, на севере Европейской России ещё в 20 веке «волынкой» называли старинную однорядную гармонику «тальянку». Старожилы рассказывают что ещё в тридцатые годы в некоторых районах Северо-запада изредко встречались старики игравшие на дудке с мешком. Дольше всего задержалась волынка на окраинах России, в регионах с более развитым скотоводством и соответственно пастушеством. В профессиональной среде пастухов. И бурлаков, измеряющих своими ногами длину судоходных рек Восточноевропейской Равнины. Использовалась волынка в календарной обрядности, в обходах дворов при Калядовании в Рождество и  волочебниками христославами на Пасху. Но вот промысловики медвежатники - артели ярмарочных артистов\клоунов, наследников средневековых скоморохов, предположительно перестали использовать дуду довольно рано. Всё таки ярмарка - как место где происходит обмен самыми передовыми идеями и техническими новшествами, и основная площадка деятельности артистов скоморохов, способствовала быстрому переходу на более "современные" инструменты, тальянку и скрипку.

Выходя из народного употребления музыкальный  инструмент очень быстро забывается, то есть забывается его прикладное значение, внешний вид, способ игры. А вот название остаётся, названия вообще в народной культуре «дрейфуют» отдельно от предметов и явлений. И вот, слово волынка встречается в народных песнях, детских и не только играх (есть такая игра «Дударь», песня «Заиграй моя волынка») но что оно значит - никто из исполнителей не знает. Историческая память стёрла все детали, оставив только слово.   

Волынка не исчезла бесследно, она как бы распалась на части. Для больших праздников стали использовать гармонику, а чантер, игровая дудка осталась самостоятельным инструментом (дудка всегда существовала рядом с волынкой) – рожком, в большей степени профессиональным пастушеским или же ансамблевым, или песенным, то есть остался,  как профессиональный сигнальный пастушеский инструмент, а если для музыки – то для себя, в компании близких. Так и стало, что весь 19 век самые передовые музыкальные мастера и артели соревновались в разработке и усовершенствовании гармоник, в то время как пастухи соревновались в игре на рожках\жалейках, ведь от этого мастерства зависел их заработок.

Исторический контекст бытования русской волынки. Особенности культурного ландшафта.

Время  активного бытования волынки очень продолжительное. Самое раннее свидетельство относится к XII веку, а последние к середине XIX в. Можно сказать что большую часть истории Россия прошла с волынкой.

Развитие музыкально-инструментальной культуры России имеет несколько периодов, связанных с её историей и культурой.

Средневековый период - до середины XVII ст. связан с формированием профессиональной прослойки скоморохов — артелей занимающихся  музыкально-зрелищным промыслом  в средневековой Руси. Скоморохи были также носителями информации и трансляторами между элитарными и низовыми, русскоговорящими и иноязычными сообществами, осуществляли взаимообмен.. способствовали интеграции.

Период со второй половины XVIIв. до начала XIX —  ознаменован царским указом о запрете деятельности скоморохов. Вследствие гонений на представителей промысла исчезает ряд музыкальных жанров, сокращается инструментарий. Музыкальная культура лишается значительной части носителей, инструментальная составляющая обрядовых жанров смещается в область вокального, бытовые жанры сворачиваются до внутриобщинного исполнительства, сворачивается профессионализация музыкально-зрелищной жизни общества. Происходит  формирование светской музыки по европейскому образцу на основе крепостных оркестров. В целом период характеризуется нестабильной социальной-экономической остановкой (закрепощение, дворцовые перевороты, войны, бунты).

Начало XIX – середина Xхв. Развитие на фоне  социально-экономической стабилизации  бытовых и приуроченных жанров инструментального фольклора сохранившихся  и бытовом обиходе сельской общины. Период связан с беспрецедентным масштабом развития различных  типов сменнотонных гармоник,  активно вытесняющих бытующие в крестьянской среде инструменты (хородофоны и аэрофоны).

Середина Xxв -  до наших дней. Угасание традиционных форм бытовой хореографии – вытеснение плясовых форм танцевальными, кардинально изменившими облик и структуру инструментального фольклора. Вытеснение региональных типов сменнотонных гармоник равнотонной хромкой. Угасание  народной праздничной культуры вследствие разрушения сельской общины  и  оттока населения в города.

Каждый из обозначенных периодов связан с изменениями в народном инструментарии, так в конце XVII ст. из инструментального комплекса «выпадает» сурна, скоморошья домра превращается в обиходную балалайку\брёньку. В конце второго периода (в начале XIXв.) волынка вытесняется гармоникой, шлемовидные и псалтериевидные гусли  — фортепиано. В течении XIX века выходит из употребления гудок, вытесненный скрипкой. На пике развития гармоник в конце XIX начале XX в народный инструментарий вливается андреевская балалайка удачно адаптировав под себя традиционные жанры и тд.

Волынка выходит из употребления в начале XIX в. на фоне беспрецедентного масштаба развития различных  типов сменнотонных гармоник, активно вытесняющих бытующие в крестьянской среде инструменты (хордофоны-струнные и аэрофоны-духовые).

Эти этапы не имеют четких хронологических границ и представляют скорее тенденции и длительные процессы, проходящие с разной интенсивностью в разных локальных регионах. Культурные артефакты, составляющие инструментальной культуры прошлых этапов, распространяясь из культурных центров на периферию, фиксируются в местных традициях, формируя этномузыкальную  стратиграфию, тоесть слои или же исторические пласты в музыкальной культуре.

Следы и отголоски всех этих событий и процессов отпечатались в облике русской народной музыки, оставили следы на том её облике  который дошёл до наших дней в реальных людях, передаваясь поколениями.