Инструменты

Волынка, Валынька, Дуда, Дудка, Коза, Пузырь –  названия музыкального инструмента, в основе которого мешок со вставленными в него трубками. Через одну трубку мешок надувают, через остальные воздух выходит из мешка, издавая при этом различные звуки. Во время игры волынку держат обычно под мышкой, надавливая локтем или предплечьем на мех во время вдоха. Одна дудка издаёт только один более низкий звук, а другая имеет игровые отверстия для исполнения музыки. Наличие мешка даёт возможность играть долго, громко и без перерывов, что незаменимо для сопровождения танцев и плясок, а также обрядовых песен, и протяжной лирики.

Исторически так сложилось, что волынкой в России называют всё семейство тростевых инструментов с резервуаром (мешком), однако если быть точным, то волынка  - это специфическое название народного инструмента в России. название его происходит от воловьего пузыря, из которого до наших дней делают мешки для  марийских и чувашских волынок. 

Можно с большой долей уверенности говорить, что видов волынки к началу 19в. в России было столько, сколько в 20 веке описали пастушеских кларнетовых рожков (и настолько же разнообразную картину дают иконографические свидетельства). Разновидностей  рожков много, а основных типа два: двуканальный, тростниковый с шестью игровыми отверстиями с раструбом или без – пищики,  и одноканальный, деревянный с пятью игровыми отверстиями и раструбом из рога или бересты. А также все возможные локальные комбинации этих признаков и различные авторские модификации. Эти два основных типа очень гармонично укладываются на карту волынок Восточной Европы. Пищики находят аналогию в двухканальных одноязычковых, без бурдона волынках Средиземноморья (дипла, цампона)  и Причерноморья (чибони) вплоть до Поволжья (шувыр). В тоже время пятидырочные рожки с раструбом «заполняют пространство»  между центрально европейскими  дудами\козлами и волынками чувашей (сарнай) и удмуртов бесермян в Поволжье и Приуралье с одноканальным чантером,  бурдоном, и зачастую шитым мешком.

Волынка - один из самых распространённых и любимых инструментов в Европе (а также в некоторых регионах Азии и Северной Африки). Она имеет один принцип строения и звучания, но огромное количество их региональных разновидностей.

Сильнее всего отличаются волынки западной Европы от волынок восточной Европы. Это различие происходит от разницы в конструкции трости - пищика. Западноевропейские волынки имеют "двойную\двухязычковую" трость габойного типа и по этому признаку относятся к габоям, в то время как трость восточноевропейских волынок - одинарная\одноязычковая, и такие волынки относятся к кларнетовым инструментам. Помимо этого западноевропейские волынки в основном усовершенствовались городскими мастерами, начиная ещё со времён барокко, и имеют конусный канал, узкий у трости и широкий на выходе, в то время как восточноевропейские волынки имеют преимущественно циллиндрический канал  чантера, иногда также с небольшим расширением снизу. Западноевропейские волынки имеют открытую или полузакрытую аппликатуру как на блокфлейте, а волсточноевропейсккие традиционно в закрытой аппликатуре. В тоже время старинные народные пастушеские волынки западной Европы, такие как гасконская волынка - бохасса, были родственны восточноевропейским.